Советы дефектолога © Ясли-сад №2 г.Ганцевичи

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования

 «Детский сад №2 г. Ганцевичи»

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Родителям
  • Сервисы
  • НАШИ НОВОСТИ
  • Профсоюз
  • МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ
  • Патриотическая акция «Беларусь помнит»
  • Объединения по интересам
  • Безопасная жезнедеятельность
  • Образовательный процесс
  • «Зелёные школы»
  • Защита персональных данных
  • История, традиции, достижения учреждения
  • Маршруты выходного дня
  • Профессиональное пенсионное страхование
  • Лето 2024 г.
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

    индекс цитирования

    индекс цитирования

     

     

     

     

    Советы дефектолога


    СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ
    Если ребенок мало говорит, плохо выговаривает слова, говорит только первый слог - чудо шарики Су-Джок дают отличнейший результат!

    Это нетрадиционная логопедическия методика ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). Она обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой.
    ИГРА:
    Этот шарик не простой!
    Весь колючий, вот такой.
    Меж ладошками кладём
    Им ладошки разотрём.
    Вверх и вниз его катаем
    Свои ручки развиваем!
    Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу.
    1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать!

    А для совсем малышей подойдут простые лёгкие поглаживания под любимые стишки и песенки 

    ЧТО такое Су-Джок терапия?

    Су-Джок – (в переводе с корейского Su – кисть, Jok - нога) способ лечения основанный, на проекции всех частей систем и органов тела на кисть и стопу.

    Цель использования Су-Джок терапии стимуляция высокоактивных точек соответствиям всем органам и системам расположенным на кистях рук и стопах с помощью специального массажера.

    Достоинства Су-Джок терапии

    üВысокая эффективность- при правильном применении наступает выраженный эффект

    üАбсолютная безопасность- неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно

    üУниверсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    üПростота применения- для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков

    üДоступность- они свободно продаются в аптеках, или интернет магазинах и не требуют больших затрат

     

    В результате использования Су-Джок терапии:

    • Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
    • Развивается координация движений и мелкая моторика;
    • Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
    • Развиваются внимание, память, речь

     

    Су-Джок терапия – последнее мировое достижение восточной медицины. Недаром говорят, что все гениальное исключительно просто.

    Детям нравится массировать пальцы и ладошки, играть с маленьким «шариком-ежиком» это оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым активизируя и развивая речь детей.

                                                                              Подготовил: учитель-дефектолог

                                                                                   Ковш Татьяна Николаевна

    10 простых советов родителям

     

    Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    1 совет.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

    2 совет.Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

    3 совет.Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

    4 совет.Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

    5 совет.Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

    6 совет.Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

    7 совет.Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простыхслов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

    8 совет.Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

    9 совет.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    10 совет.Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

     

    Зачем нужен логопед?

     

    И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

     

    Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

     

    Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

     

    Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

    Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

    Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

    Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

     

    И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

     

    Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

     

    И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация:

     

    У Олесика всегда с буквой «ЭР» была беда

    Скажет «РАК» – выходит «ЛАК», вместо «РОЖЬ» – выходит «ЛОЖЬ».

     

    Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы обязательно вам поможем! И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.

     

    Стоит ли определять ребенка

    в специальную (логопедическую) группу

    детского сада?

    Ежегодно,как правило, с марта по май месяц проходят психолого-медико-педагогические комиссии, состоящие из специалистов ЦКРОиР, в дошкольных учреждениях по набору детей в специальные группы для детей с нарушениями речи для дальнейшей работы с учителем-дефектологом (учителем-логопедом) в детском саду. Учитель-дефектолог(учитель-логопед)занимается формированием речи ребенка для его дальнейшего полноценного овладения грамотой в школе. Очень часто родители обеспокоены тем, что их ребенку предлагается посещать группу, где будут находиться 12 ребят с недоразвитием речи. «Мой ребенок говорит хорошо, у него только не получается сказать [Р], а его уже сразу к плохоговорящим определяют», - слышат специалисты от родителей.

    Чем на это можно возразить?

    Во – первых, из-за одного неверно произносимого звука никакой логопед не предложит ребенка определить в специальную(логопедическую) группу. Показаниями для нахождения ребенка в такой группе служит совокупность нарушений: нарушение произношения 2-3 групп звуков речи, нарушение фонематического слуха, слоговой структуры, грамматического строя, связной речи.

    Давайте разберемся, чем занимаются дети в специальной (логопедической) группе детского сада?Чем же работа педагогов специальных (логопедических) групп отличается от работы в массовых группах?

    В специальных (логопедических) группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    - формирование правильного звукопроизношения;

    - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

    - совершенствование грамматического строя речи;

    - обогащение, уточнение, активизация словарного запаса речи;

    - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальцев взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    - развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадывать, самостоятельно составлять загадки, пословицы;

    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом, ритмом, плавностью речи.

    Вся перечисленная работа проводится в специальных (логопедических) группах в форме групповых, подгрупповых занятий, в индивидуальной работе с детьми. Кроме того, воспитатели данных групп работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

    Работа в специальных (логопедических) группах длительная, кропотливая. Она условно делится на несколько периодов. Один из них – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, его результаты и анкетирования родителей заносятся в карты психолого-педагогического обследования детей. Ознакомиться с картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявляет обследование речи?

    Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих,сонорных, реже заднеязычных, йотированных звуков ). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называемоеобщее недоразвитие речи(ОНР). Для данного нарушения характерны такие особенности, как

    несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения (ОНР) уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после обследования.

    Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? В первую очередь нужно понять то, что Вашему ребенку 1-2 года стоит посещать именно эту специальную группу,где ему помогут больше,чем в массовой группе. Не стоит думать, что рядом с детьми с речевыми нарушениями Ваш ребенок станет говорить еще хуже. Это одно из заблуждений родителей. Какие еще аргументы приводят родители, чтобы не отдавать в специальную(логопедическую) группу? «Мы не хотим переходить из своей группы от своих знакомых и, ставших почти родными, воспитателей. Дети привыкли к одногруппникам и взрослым. Да и ремонт в группе недавно сделали», - говорят мамы. Если Вам важнее все перечисленное, то занимайтесь с ребенком дома. Только помните, что упустив один год, наверстать отставание бывает еще сложнее. Позже Вашему ребенку могут предлагать отсрочку от обучения на 1 год из-за речевой неготовности к обучению в школе.

    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    - не ругать ребенка за неправильную речь;

    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации учителя-дефектолога (учителя-логопеда) записывают в индивидуальную тетрадь ребенка, посещающего данную группу. Только у них такая привилегия с 4-5 лет иметь возможность выполнять домашние задания, как настоящие школьники!

    Хочется отметить, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

    - тетради забираются на выходные (выполняются задания в субботу, воскресенье), возвращаются в понедельник;

    - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка, раскрашивание, дорисовывание и др.) выполняются карандашами, ручками ребенком самостоятельно;

    - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

    - задания должны быть прочитаны ребенку;

    - все задания выполняются полностью.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания, не злоупотребляйте играми с мобильными телефонами и компьютерами, общайтесь с ребенком каждую минуту, не жалейте своего времени. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок будет посещать специальную (логопедическую) группу? Это:

    - коррекция звукопроизношения;

    - формирование грамотной, выразительной речи;

    - обучение грамоте детей 5-6 лет учителем-логопедом (учителем-дефектологом);

    - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

    - индивидуальный подход к ребенку;

    - совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

    Хочется отметить, что только в полном взаимопонимании между учителем-дефектологом (учителем-логопедом), членами семьи  и воспитателями, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

    Не опоздайте сделать правильный выбор!

    Учителя-дефектологи Вам помогут, не бойтесь обращаться к специалистам!

    Учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 2 г. Ганцевичи»

    Петлюк Елена Алексеевна

     

     

     

     

    Я НЕ ВИНОВАТ, ЧТО НЕ МОГУ ГОВОРИТЬ

    Знать эти нормы нужно и родителям, и педагогам, работающим с детьми.

    Нормы развития детской речи:

    Возраст ребенка

    Показатели доречевого

    и речевого развития

    1-2 мес.

    Появляются крики разной интонации

    1,5-3 мес.

    Малыш гукает и «гулит», повторяя за родителями или самостоятельно произнося слоги

    4-5 мес.

    Появляется лепет, отдельные подобия слов из двух одинаковых слогов

    8 мес.-1 г. 3 мес.

    Появляются лепетные слова и звукоподражания (ляля, биби, пи-пи), к году таких слов 3-4, к 1г.3 мес. – около 6 слов

    1 г. 6 мес.

    Словарный запас малыша от 7 до 20 слов

    1,5 г. – 2 г. 2 мес.

    Появление предложений из 2 слов типа «дай пи» (пить)

    1 г. 10 мес.

    Появление фразы, состоящей из двух слов, ребенок может показать 2-3 части тела

    1 г. 9 мес.- 2,5 года

    Малыш может задать вопрос, его словарь вырос до 50 слов, он понимает и выполняет инструкцию из 2 частей

    2 г.4 мес.- 3,5 года

    Ребенок начинает изменять слова в соответствии с грамматикой родного языка, может сказать, как его зовут, сколько ему лет

    3 года

    Словарный запас 250 слов, малышу доступны предложения из 3 слов

    2,5 -3,5 года

    Период сочинения собственных слов, в речи появляются местоимения я, мы, мне, ты

    2,5-4 года

    Во время игры ребенок сопровождает свои действия проговариванием того, что он делает

     

    Бывает, что ребенок не говорит и в 4-5 лет — что же делать родителям?

    Почему виноваты родители?

    Тяжелее всего приходится родителям детей с недоразвитием речи, потому что коррекция этого недостатка занимает порой несколько лет. И это при условии, что логопед занимается с такими детьми по три раза в неделю, а дома родители самоотверженно ежедневно упражняются с ребенком.

    Для закрепления эффекта от занятий требуется периодически проводить медикаментозную стимуляцию речевых зон мозга детским невропатологом.

    И даже такие меры не гарантируют того, что к началу школьного обучения малыш наравне со сверстниками освоит все возможности родной речи.

    Безответственное отношение к беременности:

    «Уж сколько раз твердили миру…» о вреде для беременной женщины курения и алкоголя, а девушки, безответственно относящиеся к здоровью будущего малыша, встречаются все чаще и чаще. Счастье, если ребенок родится с сохранным интеллектом, но и тогда отрицательное влияние токсинов на мозг обеспечено. Поскольку речь – самое молодое образование у человека, то и страдает она при всевозможных проблемах самая первая.

    Речевые зоны мозга могут быть повреждены:

    *При частых стрессах беременной женщины.

    *При резус-конфликте.

    *При сочетании беременности с сахарным диабетом, патологиями почек, щитовидной железы и другими хроническими заболеваниями.

    *При генетической предрасположенности.

    *При действии токсинов никотина, алкоголя, наркотиков, бесконтрольном приеме лекарств.

    *При не леченном позднем токсикозе беременности (гестозе).

    *При родовых травмах, при травмах головного мозга в раннем детстве.

    Ограничение общения с взрослыми в раннем детстве:

    Нормальная речь не сформируется у ребенка, обделенного вниманием взрослых с первых месяцев жизни. Наверное, всем известны истории «о детях Маугли», воспитанных животными, речь которых уже восстановить невозможно даже при самом большом желании.

    Термин «госпитализм» характеризует состояние детей-сирот, которые с рождения росли в условиях больницы. При самом хорошем уходе они чаще домашних детей болели и значительно отставали в развитии. Вот как велико значение общения со взрослыми для развития вообще, и для речевого развития в частности.

    Даже 2-3 месячный малыш должен слышать обращенную к нему речь взрослых. Это не только вызывает у него положительные эмоции, но и заставляет вслушиваться в речь, различать свое имя.

    Нужно показывать грудным детям игрушки, различные предметы ближайшего окружения, стимулировать его делать первые попытки произнести слоги. Это побуждает ребенка повторить их еще раз.

    Нужно показать поближе заинтересовавший малыша предмет, назвать егонесколько раз. Если это игрушка — показать, как с ней можно играть, сопровождая свои слова действиями. Манипуляции, проводимые матерью, вроде умывания, кормления, переодевания, следует сопровождать подробными комментариями, называя предметы обихода и действия с ними.

    Если ребенку попались «молчаливые» родители, или вместо игрушек или общения с матерью он с утра до вечера видит постоянно бубнящий телевизор, не стоит удивляться, что к 2 годам малыш не произнесет не только ни одного предложения, но и не в состоянии будет выговорить ни одного слова.

    Огромное значение для общего развития и для развития речи имеет приучение детей к слушанию произведений детской литературы. Богатство народных потешек, песенок, сказок и прибауток поможет ребенку раньше заговорить. Впоследствии произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и многих других великолепных детских писателей станут для малыша ориентиром правильной речи.

    Не стоит обольщаться, что будет хорошо учиться в школе ребенок, в доме которого нет ни одной книги, и родители которого не читают ничего, кроме сообщений в социальных сетях. Может, он и станет середнячком, но звезд с неба хватать не будет — это точно. Ребенку нужно не просто читать, но и обращать внимание на поступки героев произведения, на авторские обороты речи, заучивать фразы и стихотворения.

    Увлечение компьютерными играми:

    Как умиляет взрослых малыш, в 2-3 года уверенно пользующийся планшетом или смартфоном родителей. Многим мамам спокойно заниматься домашними делами, когда малыш может, и час и два смотреть мультфильмы не самого лучшего качества.

    К сожалению, у этой медали есть и оборотная сторона. Чрезмерное и раннее знакомство с гаджетами и бесконтрольный просмотр мультфильмов тормозит восприятие ребенком речи взрослых, переводя его в область зрительных образов.

    В этой ситуации малышу не нужно мыслить, проговаривая про себя внутренний монолог — он получает готовую информацию. Из-за этого, а так же из-за того, что во время таких занятий нет живого эмоционального общения, очень страдает развитие речи.

    Слова героев мультиков для ребенка – пустой звук, особенно в раннем детстве, это просто поток шума, проходящий мимо ушей.

    Безответственное отношение к задержке развития речи

    Больше всего возмущает, когда мамы, ребенок которых к 2 годам задержался на уровне лепета, когда его речь похожа на речь иностранца, которого никто не понимает, совершено не беспокоятся.

    «Ничего, заговорит». «Вот у Маши дочка в пять лет заговорила — и ничего страшного». «Его папа тоже сказал первое слово поздно». «Да не пойду я к невропатологу, начнут делать уколы, совсем тормозом станет». И это - только малая доля того, что приходится слышать от мам, дети которых к 2 годам не могли сказать ни одного слова!

    А, между тем, уже в два года и шесть месяцев возможны занятия с логопедом, стимулирующие речевое развитие. Они проводятся в игровой форме, специалист владеет приемами диагностики и коррекции таких нарушений. В случае необходимости он посоветует подключить детского психоневролога, психолога.Детская психика пластична, чем раньше начаты такие занятия — тем больше можно сделать за то же самое время.

    Если не обращать внимания на отставание ребенка от возрастных норм, если его речь никто, кроме близких понять не может — последствия такой невнимательности родителей могут быть самыми тяжелыми.

    Человек, который не может полноценно общаться, не сможет полноценно реализовать себя профессионально, наладить взаимоотношения с другими людьми, то есть его возможности сильно ограничены.

    52

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


             

     

    © ГУО "Детский сад №2 г. Ганцевичи" 2014

    телефон: +3754662389, e-mail: ddu2@gancevichi.edu.by 

    регистрационное свидетельство № 2141917834 от 05.03.2019 г.

     

    Уча других, мы учимся сами. (Сенека)